Новости

АРТ

В небе, на земле и под водой

08.08.2014

5 сентября в галерее «Марис-Арт» открылась персональная выставка художника Павла Микушева (Республика Коми). На выставке было представлено около двадцати крупноформатных живописных работ этнофутуристической живописи.

Павел Микушев родился в 1962 году в посёлке Максаковка под Сыктывкаром. В 1990 году окончил факультет дизайна в Училище искусств г. Сыктывкара. С 1992 года участвовал в выставках в Финляндии, Венгрии, Эстонии, а также  в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Павел Микушев занимает видное место среди художников-этнофутуристов, подтверждением чего служит участие в целом ряде международных и всероссийских выставок и фестивалей, приобретение его работ несколькими музеями и частными коллекционерами.

Картины этого художника можно подолгу разглядывать и даже разгадывать. Изобилие орнаментальных мотивов, которые он органично вплетает в художественную ткань своих произведений, уводят зрителя в таинственный мир древних символов. Заинтересовавшись в свое время национальными орнаментами коми, художник отказался от реалистической живописи в пользу легендарно-мифологических сюжетов, сделав их своей главой темой. Художник видит собственную художественную миссию в создании живописной традиции на основе национального искусства коми.

Образы и сюжеты произведений Павла Микушева происходят из нескольких источников, важнейшими из которых являются финно-угорские мифы и фольклор, изображения пермского звериного стиля, а также  декоративно-прикладное искусство коми (орнаментальное ткачество и вышивка, роспись по дереву). Его живопись называют «орнаментальным полетом». Богатые по цвету, и в то же время тонкие по сочетанию оттенков, его картины представляют целую вселенную, населенную загадочными мифическими существами, рядом с которыми есть место и человеку. Его птицы, человеко-лоси и медведи, заимствованные из пермского звериного стиля, становятся носителями вечной истории, недосягаемыми для вмешательств современной цивилизации.

Образы птицы соединяются традиционно с символами божества, небесным (верхним) миром. В птиц вселяются души предков, которые с высоты полета «присматривают» за земной жизнью человека. Образы леса, деревьев, вод, небес и земли становятся важными точками опоры в структуре его сюжетных и цветовых композиций.

В картинах «Стрелы судьбы», «Знак птицы», «Хозяева Пармы», «Взаимосвязь» художник широко использует такие распространенные в ткачестве коми типы орнамента, как «колодец», косой крест, елочный узор, конопляное зернышко, а также орнаменты из простых геометрических элементов – прямых и диагональных линий, треугольников, прямоугольников, точек. Такой прием национального орнамента, как «рожки» символизируют тучность стада, и не случайно они обычно располагаются не одиночными элементами, а целой цепью. Авторская техника – своего рода точечная живопись – идет от традиций национальной орнаментальной вышивки и росписи по дереву. Точечные орнаменты  первоначально символизируют засеянное поле, что становится метафорой плодородия.

Окружающее человека пространство предстает сквозь призму произведений художника как  мир предков, многослойный узор, в котором взаимосвязаны все элементы.

Галерея «Марис-Арт»: г. Пермь, Комсомольский проспект, 8