22.10.2021 Елена Чернова

ПЕРМСКИЙ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СНАЧАЛА БЫЛО ЧУВСТВО

АРХИВ 2006

- Сначала  было дерево,- сказала она мне в нашем разговоре. Так просто и естественно, как говорят: «Я родился тогда-то и там-то». А может, это и было сообщение о месте и времени рождения.

Сначала было дерево. С таким же успехом можно сказать: огонь. Летящая птица. Бегущий лось. Дождь. Река. Вообще вода, волшебная, магическая.

     Пермский параллельный проект открывал телевизионный творческий вечер «Культурная столица - итоги и перспективы», и это было более чем логично. Странствующий шаман, солнцеликие девы-хранительницы огня, магические животные, жесткий и чистый ритм барабанов. Кажется, у некоторых людей эти, растворенные в крови древние отпечатки, распрямляются как сжатые пружины, выбрасывая в мир целый ряд прекрасных, хотя., может, на первый взгляд и герметичных, не совсем понятных образов. Мир, который предстает в музыкально-пластических спектаклях Пермского параллельного проекта, сродни архаическому сновидению, но упакован в суперсовременную визуальную форму и использует современные же технологии для того, чтобы «заговорить» с нами. Это особый разговор и особый язык: пластика артистов отточена до ритуального завораживающего жеста, лица, покрытые серебряно-золотой краской, бесстрастны – вне эмоций, вне времени, вне земных страстей. Уверенный мощный зов – оттуда, из глубины веков и тысячелетий.

     В случае с Пермским параллельным проектом и театром Мимикрия (с него собственно и начинался проект) произошла именно материализация древнего звука. – зова. Вдохновители и инициаторы проекта  Наталия Шостина и композитор Эдуард Андриянов, наверное, могли бы существовать в привычном и вполне благополучном формате шоу-бизнеса и не морочить себе и зрителям голову какими-то непонятными «мифологическими корнями». Если бы однажды в музее маленького эстонского городка Наташа не ощутила вдруг толчок и вслепую не пошла бы к витрине со странными, похожими на языки пламени, буквами. Не верь после этого в предопределение и личную миссию…Огненные завитки оказались древней письменностью Пермского края и попали на выставку финно-угорской материальной культуры не случайно. Кама, волшебная река, позвала тех, кто мог рассказать другим о ее древнем магическом прошлом. Наверное, пришло время этому прошлому заговорить. Прорваться в слишком разжиженную кровь современного человека, дать ей новый  толчок. Расширить сердце и сознание.

       В спектаклях-мистериях Шостиной и Андриянова  не просто используются  орнаментальные мотивы уникального Пермского звериного стиля. Участники проекта исследуют местную мифологию и артефакты, а исследуя, обживают, присваивают  их. Возможно, расчищая путь новому мировоззрению…В их спектаклях люди естественно перетекают в деревья, лосей, птиц, а деревья и лоси становятся людьми. Тела древнего народа Чуди, населявшего Пермский край в незапамятные времена, сливаются с телами деревьев. «В общем-то все просто, - говорит Наталья. – Слайды мы проецируем на тело, на белые одежды. Не сажу, что это какой-то эксклюзив. Но это технологический прием наших спектаклей».

       Технологический прием в данном случае точно работает на экспрессивную выразительность образов. Более того – он приоткрывает тайну мировоззрения предков. Иного, мифологического,  мировоззрения: в мире нет ничего неживого и все связано друг с другом.

     Но Пермский параллельный проект – это уже не только группка энтузиастов (хотя они, конечно, энтузиасты!). Вполне реальная , а не мифическая организация, известная как Пермский параллельный проект, объединяет несколько проектов и в каждом участвует до 50 человек. Дерзкая задача мифологической реконструкции образа Чуди, освоение и трансляция его при помощи музыки и театра без научной основы обернулись бы профанацией. Краеведческие экспедиции за «чудскими кладами», научная систематизация и необходимость как-то осмысливать то, что открывалось в этих «кладах», привели к созданию сети лекториев по древней истории края. Театр неминуемо превращался в исследовательскую лабораторию. Но как резонирует  это древнее прошлое в сегодняшнем художественном мире? Какие подземные токи питают сегодняшнюю городскую мифологию? Как, из чего растут новые мифы?

       Наталия Шостина и ее единомышленники, ощущая себя в одно и то же время  продюсерами и мифологами, живущими на границе разных миров, в рамках программы «Пермь -культурная столица 2006» организовали фестивали перформанса Сквер и этнофутуристический - Камва. Может быть, впервые в истории современной Перми  динамичные театральные и музыкально-акустические представления вылились на улицы и в парки. Оказалось, такие вечные мистические персонажи, как Гость, Огненные Птицы, фантастические животные  в обрамлении современных перкуссионных и абстрактного видеоарта, используя разные интонации и авторские модуляции, говорят об одном. О постигаемом через художественный жест единстве мира.

     Сегодня Пермский параллельный проект – это собственно театр Мимикрия, завоевавшая популярность Камва, синтез-театр POST-Vog`, многообразие неформальных творческих связей с множеством людей – от театров боди-арта и арт-группы KAZAHI до этнографического кино, разработчиков развивающих игр на тему «чудских образков» и уж совсем экзотических фигур – таких, как доктор буддийской философии из тибетского монастыря. Группа Шостиной сотрудничает со средней школой № 9 имени Пушкина. Школьники под влиянием этого общения пишут сказки и легенды по мотивам пермского фольклора, собирая краски в экспедициях по удмуртским селам, камским соснякам, на берегу Вишеры.

       Есть и супертехнологичный жесткий проект RUSTing. Название можно перевести как ржавчина. Но RUSTing - понятие более широкое. Постиндустриальный футуристический мир, оживающий в видеофильмах RUSTingа, это мир разрушенных машин и промышленных руин, мир, в котором наконец стали не нужны деньги, но химические озера-убийцы запросто могут скрыть следы любого преступления… Молодые участники RUSTingа снимают реальные объекты. Например, бывший цементный завод в Березниках, который смопроизвольно разрушается  с 53 года. Или березниковское же «Белое море» - густонасыщенный содово-калиевыми отходами водоем. Говорят, что их мировосприятие ничуть не является апокалиптическим. Просто оттачивается взгляд. Чувство. Жизни и Земли в том числе.

       Пермские «параллельщики» восполняют недостающие пермские форматы. Впрочем, не только пермские. Философское и, как сказали бы раньше, «идеологическое» наполнение проекта, безусловно,  выходит далеко за рамки пермской субкультуры и работает на диалог разных форматов современного искусства и разных культур.  Обновленные, в развитии, эти форматы могут периодически быть явлены городу и миру на площадках реконструированной Пермской Галереи, как об этом говорит министр культуры края Олег Ощепков. Но, возможно, «Культурная столица» - в любом ее трансформированном, новом виде – это канал для продвижения пермского «параллельного» продукта и пермских находок именно миру? В конце концов пермское ветвистое дерево выросло из того же семечка, что и общеевропейское Мировое Древо.

     В начале было Дерево. В начале бы пульс. Чувство жизни.