10.08.2021 Георгий Осипов

КамWа с утра

архив проекта, 2009

 

Пермский этнофутуристический фестиваль — четвертая высота.

Статья Георгия Осипова (Москва) о Международном фестивале KAMWA 2009

«Там что,  в Перми, вам всем медом, что ли, намазано?» - спросил один из коллег, провожая меня на камские берега. Впрочем, если считать за мед новости, сделавшие Пермский край в последнее время одним из главных потсавщиков культурных новостей, то дело обстоит именно так.

Долой, впрочем, лирику — строгой конкретики ради. О далеко не лучшем состоянии культурной сферы Пермского края наша газета писала год назад. Тогда даже в администрации одного из богатейших регионов России не было подразделения, отвечавшего за нее. А сегодня?

Открылись затворенные в ту пору на замок два главных краевых музея: художественный после ремонта принимает посетителей все в том же, давно знакомом здании бывшего кафедрального собора, а историко-краеведческий во Всемирный день музеев показал начала будущей экспозиции в первых пяти залах лучшего пермского особняка — дома Мешковых. Напротив, в здании бывшего речного вокзала Маратом Гельманом открыт Музей современного искусства. Нынешним летом в самом красивом сквере изображенного Пастернаком Юрятина, он же Пермь, открыт первый в России памятник автору «Доктора Живаго». В театре, находящемся в этом же сквере, прошла мировая премьера оперы «Один день Иван Денисовича» по повести Александра Солженицына. Наконец - заключительной точкой! - на Дягилевских сезонах этнофутуристический фестиваль «КамWа» назван лучшим продюсерским проектом года.

Кто бы мог такое предположить в прошлом году, когда главной фестивальной сценой был крохотный зальчик, пусть и в самом центре города? Ни единого лица из расположенной по соседству резиденции власти. А главное — полное равнодушие  городской «культурной общественности», на которое не без основания сетовала основательница фестиваля Наталья Шостина. «Народ безмолвствует»...

Сегодня, как известно, далеко не лучшая для культуры кризисная пора. Однако на открытии, как шутили пермские остряки, «фигуряло» на целых два министра больше, чем в прошлом году: Борис Мильграм - от культуры и Марат Биматов — от туризма и предпринимательства. Последнее совсем не удивительно — в рамках специального форума состоялся серьезный разговор об этническом разнообразии Пермского края как одной из его главных туристических «приманок».

 Залы «КамWа»-2009 заняла самые престижные — и в главном зале филармонии, и в здании бывшего речного вокзала, и на традиционном празднике нового хлеба в Хохловке, куда, в отличие от прошлого года, куда проще было добраться, свободного места практически не было. И гремела «КамWа» круглые сутки — пока одни возвращались с мероприятий в ночных клубах, другие уже торопились на утренние мастер-классы — скажем, нижегородского коллектива «Toque de Capoeira», впервые показавшего пермякам искусство афро-бразильского «гопака» - танца с элементами серьезного боевого искусства. Нижегородская капоэйра, заметим, оказалась столь зажигательной, что участники ансамбля каждый день после 22-х часов абсолютно безвозмездно демонстрировали свое искусство в самом центре Перми, у только что открывшегося памятника Пермскому Медведю...

Некоторые акценты «КамWа» вполне ожидаемо сместила. Исчез еще в прошлом году очень ощутимый финно-угорский «акцент» - ну какое отношение к нему имеет, скажем, привычно-русский ансамбль «Дербеневка» или украинская группа «Даха-Браха», при полных залах «вышивающая» при помощи виолончели, фортепиано и... африканского тамтама неведомые миру узоры на привычном украинском мелодическом «покрывале», сшитом при помощи традиционной бандуры?

Одной из основных тем «КамW'ы» был танцевальный фольклор всех народов, и хотя подлинной, совсем не деланной экзотики — вроде школы танца и музыки «Sayari» из индийского штата Раджастан, дополненной питерским театром танца «Апсара» — хватало, самый, без преувеличения, сумасшедший успех имели самые что ни на есть простецкие деревенские танцы ансамбля «Norvegian Dancers». Самый же большой успех имели проходившие на посыпанном чистейшим речным песком помосте демонстрации экомоды — коллекций одежды pret a porter из экологически чистых природных материалов, выполненных молодыми модельерами в национальных традициях, причем иногда возникали неожиданные «переклички» с выступлениями музыкантов. Например, словно специально под выступление уже упомянутой украинской группы «Даха-Браха» была создана коллекция «Вечера на хуторе близ Диканьки» Маргариты Кузовковой из Екатеринбурга — своеобразное модное приношение прошедшему гоголевскому юбилею.

Но, кажется, дороже всего для организаторов «КамW'ы» оказалось то, что город, наконец, «проснулся»  - публика, переполнявшая залы, не без удивления узнала, что и в Перми, оказывается, множество способных молодых музыкантов, модельеров, актеров (один театр «Мимикрия» чего стоит!) и что на фоне многих титулованных соседей и гостей «соленые уши» смотрятся ничуть не хуже. И дело, конечно, не только в этнофтуристической фиесте — не будь уже упомянутых культурных событий, ее восприятие было бы совсем иным. И не слышались бы со всех сторон голоса, что пора «КамW'е» обзаводиться и кулинарной составляющей, что пора хотя бы пару концертов сыграть на периферии, например, в Соликамске, Чердыни или Кунгуре...

Георгий Осипов